1. НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ГИД И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Назначение системы ГИД
П о д р а з д е л ы :
Подсистема ГИД ДНЦ/ДСП
Цель создания и основные функции
Общая структура, связь с другими системами
Подсистема ГИД ДГП
Цель создания и основные функции
Общая структура, связь с другими системами
Конфигурации сетки графика
Переход к изображению очередной конфигурации сетки
графика осуществляется либо через пункт меню функциональных
клавиш, либо через указание мышкой на название конфигурации
в верхней строке экрана, либо через списки РП и перегонов в
меню "Поиск \ Станция".
Каждая КОНФИГУРАЦИЯ пpедставляет собой совокупность
БЛОКОВ. Блоки отделены на экpане дpуг от дpуга полосой,
свободной от сетки и ниток поездов. Блок есть обpамленная
пpямоугольником совокупность ЛИНИЙ pаздельных пунктов
(станций) и ПОЛОС пеpегонов (участков) между смежными
линиями.
Тычком куpсоpа мыши в наименование РП станция может
быть РАСКРЫТА, то-есть ее линия пpевpащена в полосу,
содеpжащуюю линии путей этой станции.
В блоке недопустимо повтоpение одних и тех же станций,
но любая из станций может быть пpедставлена более, чем в
одном блоке. В случае многопутных участков целый блок может
быть повтоpен полностью, но пpи описании блоков
администpатоp ГИД должен пpедусмотpеть pисование в
конкpетном блоке ниток лишь тех поездов, котоpые идут по
указанным в описании путям пеpегонов.
Кроме кодирования конфигураций администратором системы
ГИД в специальных файлах пользователь имеет средства
быстрого и удобного построения произвольной конфигурации
сетки графика (без перезагрузки ГИД) и возможность записи
построенной конфигурации для использования при следующих
загрузках ГИД.
Интерфейс пользователя позволяет строить новую
конфигурацию на основе одной из уже существующих путем
удаления и добавления в произвольное место конфигурации
блоков или отдельных станций.
Доступ к данной функции осуществляется через пункт
главного меню <Разное/Новая конфигурация сетки>.
При входе в этот пункт появляется список блоков текущей
конфигурации. С помощью меню этого списка можно удалять и
добавлять в любое место новые блоки.
Через пункт меню <список РП блока> мы получаем список
всех РП выбранного блока. В этом списке мы также можем
удалять ненужные нам РП и вводить новые. Необязательно
добавлять каждый РП в отдельности. Можно добавить два любых
РП и воспользоваться функцией <добавить маршрут до
следующего РП>. Система ГИД в этом случае автоматически
вставит все промежуточные РП между двумя данными.
После формирования новой конфигурации пользователь
должен через пункт <Запись КФГ в файл> (меню списка блоков)
записать результаты на диск для возможности использования
новой конфигурации (в том числе и после перезагрузки систем
ГИД).
Отбор рисуемых парков и путей станции
Для станций, имеющих значительное путевое развитие,
отраженное в НСИ, пользователь может при просмотре графика
исполненного движения на развернутом изображении станции
убрать с экрана часть путей для улучшения обозримости
положения на станции.
Доступ к данной функции - через щелчок левой клавишей
мыши на первой букве наименования станции в левом поле
графика. После этого щелчка появляется меню, из которого
следует выбрать пункт <Отбор рисуемых путей> и в
появившейся панели отбора путей поставить или снять птички
против нужных номеров путей. Выполненные пользователем
настройки сохраняются и действуют также и после
перезагрузки системы, до тех пор пока пользователь их не
изменит.
Отбор поездов по "направлению следования"
Для дорог очень разветвленной конфигурации, ГИД дает
пользователю средства отбора поездов (при рисовании графика
в конкретном блоке конфигурации) по признаку <направления
следования>. Это позволяет увидеть на графике интересующие
пользователя потоки поездов (без засорения изображения
другими потоками).
Например, в некотором блоке имеется станция, где
происходит разветвление потока на два направления. Может
возникнуть необходимость видеть в этом блоке лишь те
поезда, которые идут по всему блоку, а поезда, уходящие на
ответвление и приходящие с этого ответвления, видеть в этом
блоке нежелательно.
В этом случае по станции разветвления можно указать,
какие поезда оставлять для рисования в блоке. А именно -
указать для этой станции несколько направлений <откуда> и
несколько направлений <куда>. После такого указания в
данном блоке будут рисоваться лишь поезда, отправляющиеся с
данной станции в указанных в списке <куда> направлениях. А
поезда, отправляющиеся в направлении, не найденном в списке
<разрешенных направлений>, в этом блоке рисоваться не
будут. Аналогично - для поездов, прибывающих на станцию,
проверяется список <откуда>.
Указанные направления <откуда> и <куда> хранятся в
файле, описывающем конфигурацию сетки графика. Все
процедуры записи производятся в автоматизированном режиме,
без выхода из системы ГИД.
Для входа в процедуры настройки отбора поездов по
направлениям следования используется щелчок мышкой на
первой букве наименования станции в левом поле графика.
Появляется меню, в котором нужно выбрать пункт <Свойства
блока и линии РП>. В <Свойствах блока> имеется панель
<Отбор поездов по направлениям следования для рисования в
блоке>. В этой панели следует поставить <птичку>,
включающую данную функцию в этом блоке.
Затем надо перейти в <Свойства линии РП> и для линии,
являющейся разветвлением, заполнить списки <разрешаемых>
направлений <откуда> и <куда>.
Эти списки при необходимости можно завести для любой
линии РП блока. При этом надо иметь ввиду, что мы заводим
списки направлений следования <разрешенных> для рисования
всей нитки поезда в данном блоке. То есть, если для
некоторой линии РП имеется, например, список <разрешенных>
направлений <куда>, а поезд отправляется с этого РП на
направление не указанное в списке, то этот поезд не будет в
блоке рисоваться вообще, даже и по другим РП блока. Если же
для некоторого РП список <куда> пуст, то по отправлению с
этого РП отсева поездов не будет (все направления
отправления будут считаться <разрешенными>.
После заполнения списков <откуда> и <куда> следует
выполнить имеющийся в панели пункт меню <Установить и
записать на диск>. Все ваши указания автоматически
запишутся в файл, описывающий данную конфигурацию сетки
графика.
Если у вас в некотором блоке включен отбор поездов, то
при рисовании графика над блоком справа от его номера
появится надпись <отбор по напр.следования>.
Для любого блока можно заранее заготовить до трех
различных вариантов отбора и оперативно переключаться между
этими вариантами.
Отбракованные для рисования в блоке поезда можно видеть
в этом блоке <пригашенными>, если в панели <Свойства блока>
поставить <птичку> на поле <рисовать отбракованные поезда
темно-серым цветом>.
Для отладки списков <откуда> и <куда> можно поставить
режим рисования отбракованных поездов <темно-серым с
фиолетовым>. В этом случае для отбракованного поезда
операция на том РП, где он отбракован, будет рисоваться
ярко-фиолетовым цветом, а остальные отрезки этой нитки -
темно-серым.
Кроме того, для отладки списков <откуда> и <куда> в
меню, которое возникает по щелчку мышкой на первой букве
наименования РП в левом поле, имеется пункт <Отбор поездов
в блоке>, выполнив который можно по всем линиям РП блока
увидеть список всех поездов с указанием их направлений
<откуда> и <куда> и наименование РП, по которому этот поезд
бракуется для рисования в блоке.
Системы "раскраски" ниток поездов
П о д р а з д е л ы :
По типу поезда
По станции назначения
По количеству локомотивов
По времени локомотива после ТО-2
По времени локомотива на чужой дороге
По дорогам приписки локомотивов
По депо приписки бригады
По времени работы бригады после явки
По бригадам "с оборота"
По признаку "маршрута"
Информацию, о текущей "раскраске" ниток можно получить
исполнив пункт "Пейзаж/Цвет и стиль ниток графика/F3 показ
текущих установок цвета".
Наименование включенной в данный момент системы
"раскраски" выведено в левом верхнем углу фрагмента графика
под датой начала фрагмента. Шелкнув левой клавишей мыши на
этом наименовании, получаем быстрый доступ к панели "Цвет и
стиль ниток графика". Способ быстрого переключения между
системами "раскраски" описан в этой панели.
"Раскраска" ниток по типу поезда
Если цвет и стиль устанавливаются по типу поезда, то
применяется нижеследующая комбинированная система.
Сначала цвет и стиль устанавливаются по номеру поезда.
В программе принят некоторый авторский вариант "раскраски"
графика, но вы можете его изменить, указав в файле
"col_num.xx" для любого диапазона номеров поездов желаемые
цвет и стиль.
Далее установленный по номеру цвет может быть изменен в
следующих случаях:
а) поезд имеет назначение на одну из станций
отделения, границу которого он уже пересек (на станциях и
перегонах этого отделения рисуем его коричневым). Кpоме
того, в файле "!program.def" можно указать, что надо
pисовать коpичневым также поезда, имеющие назначение на
стык НОД, пpинадлежащий соседнему НОД своей доpоги;
б) по составу вагонов поезд признан "порожняковым"
(цвет для порожняков задается в файле "col_rps.xx" в
зависимости от рода подвижного состава);
в) по последнему сообщению из АСОУП поезд имеет
признак негабаритности (рисуем его белым цветом);
г) выявлены дефекты в расписании поезда (рисуем
ярко-фиолетовым).
Поезд признается "порожняковым", при выполнении любого
из трех условий:
а) третья часть индекса поезда равна 20, 40, 60, 70,
71 или 72;
б) весь состав состоит из порожних одного рода;
в) достигнут заданный порог порожних одного РПС.
Однако, если не включен фильтр "с порожними одного РПС", то
условие "в" для установки "порожнякового" цвета
используется только для порожних цистерн. Условия "а" и "б"
используются вне зависимости от включенности фильтра.
Кроме того, можно указать пороговые значения веса
поезда и количества вагонов, при достижении которых нитка
поезда будет рисоваться на графике утолщенной линией.
Доступ к данной настройке возможен либо через пункт
главного меню <Рисуем>/ <Цвет и стиль ниток графика>, либо
через щелчок мышкой в левом верхнем углу графика, где
выводится информация о текущей системе раскраски ниток
(например, <Цв 1 тип поезда>). После выполнения этого на
экране возникает панель настройки "Цвет и стиль ниток
графика". В этой панели нужно поставить птичку против
расцветки "по типу поезда" и при необходимости изменить
пороговые значения веса и длины и поставить нужные птички в
разделе "Рисуем толстой линией".
"Раскраска" ниток по станции назначения
Для "расцвечивания" по станциям назначения
администратором системы в файле "col_i3.xx" должны быть
указаны диапазоны кодов ЕСР станций и соответствующие им
значения цвета и типа линии. Cтанцию назначения поезда
система ГИД берет из 3-й части индекса поезда.
Информацию, о текущей "раскраске" ниток можно получить
исполнив пункт "Пейзаж/Цвет и стиль ниток графика/F3 показ
текущих установок цвета".
"Раскраска" ниток по количеству локомотивов
Нитки поездов, имеющих в составе два и более
локомотивов рисуются особым (ярко-зеленым) цветом. Нитки
остальных - голубым.
При отсутствии информации о локомотивах нитка поезда
рисуется ярко-фиолетовым цветом.
"Раскраска" ниток по времени после ТО-2
Диапазоны времени после ТО-2, соответствующие цвета и
типы линий, а также поезда, подлежащие "раскраске", задаются
администратором ГИД в файле "col_to2.xx".
При отсутствии информации о ТО-2 нитка поезда рисуется
ярко-фиолетовым цветом.
Информацию, о текущей "раскраске" ниток можно получить
исполнив пункт "Пейзаж/Цвет и стиль ниток графика/F3 показ
текущих установок цвета".
"Раскраска" ниток по времени локомотива на чужой дороге
Диапазоны времени, соответствующие цвета и типы линий,
а также поезда, подлежащие "раскраске", задаются
администратором ГИД в файле "col_road.xx".
При отсутствии информации о локомотиве нитка поезда
рисуется ярко-фиолетовым цветом.
Информацию, о текущей "раскраске" ниток можно получить
исполнив пункт "Пейзаж/Цвет и стиль ниток графика/F3 показ
текущих установок цвета".
"Раскраска" ниток по дорогам приписки локомотивов
Цвета и типы линий для различных дорог приписки
задаются администратором ГИД в файле "col_locR.xx".
Цвет будет яpко-фиолетовый, если доpога пpиписки хотя
бы одного из локомотивов неизвестна.
Цвет нитки поезда будет светло-сеpым, если его не
удалось установить по следующим пpичинам:
а) в составе поезда находятся локомотивы pазных доpог.
Рисуем светло-сеpой, но ТОЛСТОЙ линией;
б) локомотивы одной доpоги, но цвет для нее в файле не
указан.
Информацию, о текущей "раскраске" ниток можно получить
исполнив пункт "Пейзаж/Цвет и стиль ниток графика/F3 показ
текущих установок цвета".
"Раскраска" ниток по депо приписки бригад
Диапазоны времени и соответствующие цвета и типы линий
задаются администратором ГИД в файле "col_depo.xx".
При отсутствии информации о депо приписки нитка поезда
рисуется ярко-фиолетовым цветом.
Информацию, о текущей "раскраске" ниток можно получить
исполнив пункт "Пейзаж/Цвет и стиль ниток графика/F3 показ
текущих установок цвета".
"Раскраска" ниток по времени работы бригады после явки
Диапазоны времени и соответствующие цвета и типы линий
задаются администратором ГИД в файле "col_pres.xx".
При отсутствии информации о бригаде нитка поезда
рисуется ярко-фиолетовым цветом.
Информацию, о текущей "раскраске" ниток можно получить
исполнив пункт "Пейзаж/Цвет и стиль ниток графика/F3 показ
текущих установок цвета".
"Раскраска" ниток по "бригадам с оборота"
Цвет будет желтым, если хотя бы одна фамилия машиниста
начинается с символа '2'. Иначе - светло-сеpым.
Цвет яpко-фиолетовый, если нет инфоpмации о бpигаде.
"Раскраска" ниток по признаку "маршрута"
Маршруты рисуются светло-зеленым цветом, остальные
поезда - светло-сеpым.
В проверку на "маршрут" берутся поезда с номерами от
1001 до 4000. Признак "маршрута" читается из сведений о
составе поезда (фраза Ю2 из сообщения 1042). Если он не
нулевой, то поезд считается маршрутом. Если нет информации
о составе, то нитка рисуется яpко-фиолетовым цветом.
3.2.2.6. Дефекты расписаний, отображаемые на графике
При включенном контроле дефектов особым
(ярко-фиолетовым) цветом выделяются отрезки ниток,
связанные со следующими выявленными моментами:
- отправление с р.п. раньше прибытия на него;
- при показе ломаными задержек на перегоне/участке не
удалось из-за неполноты информации вычислить нормативное
время хода;
- в середине расписания пропущена операция прибытия
или отправления;
- рисуется засечка отправления и в расписании есть
операция БР;
- разрыв между операциями более установленного предела
(обычно - 12-ти часов).
Для поиска дефектов по базе расписаний можно
выполнить пункт меню "Поиск/Дефекты".
Особенности отображения графика
Системой ГИД предоставляются следующие средства
просмотра графика:
- оперативное изменение конфигурации сетки графика в
соответствии с необходимостью показа различных направлений,
примыканий и раздельных пунктов;
- отображение различным цветом и типом линий ниток
поездов различных категорий;
- изображение сбоев в движении, ниток поездов с
работой на перегоне, в том числе с возвращением обратно;
- оперативная разноцелевая отмена и восстановление
изображения на графике различных его элементов (показа
грузовых поездов, номеров поездов, времени (минут) прибытия
и отправления и т.д.);
- показ занятия главных и приемо-отправочных путей
раздельных пунктов, привязка времени прибытия поезда на
станцию к времени его отправления;
- изображение графика с указанием на участках (с
помощью ломаных линий) задержек и нагонов относительно
нормативного графика;
- изменение масштабов изображения по количеству часов
и по количеству раздельных пунктов, одновременно вмещаемых
на экран;
- сдвиг графика на экране влево, вправо, вверх, вниз,
страницами, в начало и конец графика;
- оперативное изменение на сетке графика относительных
высот полос, изображающих на экране различные участки,
обеспечивающее наиболее удобное изображение и восприятие
графика;
- выдача на экран ПЭВМ справки о поезде с указанием
номера и индекса поезда, его веса и условной длины,
направления следования, вида, места и времени совершения
операции с поездом;
- показ километровых отметок раздельных пунктов,
времен хода поездов и т.д.